I'm a kayak, hear me roar ©
МХТ, "Белая гвардия". много-много-много слов.МХТ, "Белая гвардия".
На самом деле, мне раньше казалось, что есть такие произведения, которые, если ставить их точно по тексту, испортить практически невозможно. То есть, как бы ни было всё плохо, положение спасёт материал. А потом я сходила на премьеру "Дяди Вани" в Вахтанговский. И поняла, что ошибалась. Потому что, оказывается, даже вокруг самого восхитительного текста можно навертеть столько ереси, что он потеряется и потускнеет. Монологи Астрова прекрасны сами по себе, и ни за что они не станут лучше от того, что доктор во время их произнесения будет бить чечетку, а Соня лезть на стенку. Это всё лишнее, напускное, надуманное. С Чеховым так нельзя. И с Булгаковым так тоже нельзя, поэтому я долго-долго-долго откладывала поход в МХТ на эту постановку. Собиралась с духом.
Зря боялась, конечно. Это же Женовач. У меня к нему совершенно особенное отношение и особая любовь. Он как раз умеет преподнести потрясающий текст так, что ничего лишнего вокруг него не остаётся. Вся шелуха слетает, остаётся только самое главное. Женовач мастерски извлекает из гениальных произведений самую суть, подносит её нам на блюдечке. Взгляните, вот оно о чём, вот оно какое, видите, как красиво, как правильно, как тонко? И можно смело нырять в это, протянутое тебе на ладони, море, потому что это именно то, что тебе нужно.
"Белая гвардия" у Женовача выходит, на самом-то деле, совсем не о белых, не о гражданской войне, не о любви, не о предательстве. Это о потере. О прощании. О жизни, "унесённой ветром". Не зря столько раз герои сравнивают то себя, то свою жизнь, то всю Россию с терпящим бедствие утлым судёнышком. И эта вздыбленная сцена, как палуба тонущего корабля, по которой неумолимо скатывается под откос, скрывается в тёмной воде всё, что было дорого этому кругу людей, всё, что было ими любимо. И эта свалка из сервантов, рояля, стульев - как вся их прошлая счастливая жизнь, скомканная, смятая, навсегда утерянная. Не вернуть, не остановить, только вспоминать, только помнить, что было. Ведь было же, правда? Было же? И над накренившейся сценой-палубой, среди фонарей и столбов, последним символом уходящей эпохи висит неизменный абажур, неуместный, нездешний, несвоевременный в этой новой жизни. Но Булгаков сказал: "Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен!" И вот он висит, последняя памятка о том, что было, о том, чего больше не будет. Даже кремовых штор, за которыми так приятно укрыться от "ужасов гражданской войны" и которые так часто поминает поэтичный Лариосик, и тех уже нет. Потому что эта война идёт не только за окнами, она уже ворвалась в дом Турбиных, без стука и без спроса прогрохотала сапогами в гостиной, уселась вместе с ними за стол, вмешалась в их размеренную жизнь.
И, наверное, первым понимает всю неотвратимость этой беды - Алексей. И да, Хабенский, пожалуй, идеален в этой роли. Вот же он, этот офицер белой гвардии, знающий, что их поражение - только вопрос времени. Знающий, что тот, за кем они идут, предаст и оставит их. Знающий всё. И только раз позволивший себе вылить всю эту едкую, злую желчь, выкричать, провыть свою боль. И снова замкнувшийся в себе, в своих эмоциях, в своём знании. Ходит по сцене, скрестив руки на груди, молчит, смотрит больными глазами, носит в себе катастрофу. "Ощущение катастрофы, не желающей отступить" - это про него, про Алёшу Турбина. Про Хабенского с его нервным ртом, срывающимся голосом, говорящими глазами. Про Алексея, по которому хочется плакать вместе с Еленой Васильевной, захлёбываясь беззвучным криком.
И, если уж я начала про Елену Турбину, не Тальберг, нет, вовсе не Тальберг... Так вот, раз уж я начала про неё, то мне хочется признаться Наталье Рогожкиной в любви. За её Елену, взрослую и мудрую, тонкую, изящную, хрупкую, но такую сильную, такую несгибаемую. Женщина, которая собирает вокруг себя сильных и храбрых мужчин, которые отогреваются у её огня, оттаивают, верят в лучшее. И снова смеются, и снова пьют вино, и снова верят во что-то.
Теперь, наверное, об этих мужчинах? Мышлаевский в исполнении Смолякова вызвал у меня прилив острой нежности. Это мой любимый персонаж в романе, я была особенно пристрастна, но... у него получилось, да. Он, конечно, гуляка и балагур, но есть в нём этот стальной офицерский стержень, то, что делает его несгибаемым и сильным, то, что заставляет ждать чего-то и не сдаваться. Он, как и Алёша, всё понимает о настоящем и будущем, но у него есть вера. Не в царя - он знает, что того убили, не в Бога даже, а именно в Россию. В то, что, что бы с ней ни сделали, она всегда останется собой и однажды непременно встанет на ноги, станет такой, какой ей и должно быть. И Смоляков со своим обаянием, своей медвежьей грубоватой силой идеально попадает в этот образ. Образ этакого разгульного и вечно пьяного, но сильного, честного и беспредельно преданного рыцаря на страже этого большого дома во главе с его "маленькой хозяйкой".
В Шервинского в исполнении Белого я влюбилась по уши. Да, врун. Да, хвастун. Да, льстец. Но, боги, какой же он харизматичный!!!! Да, там и персонаж сам по себе искромётен, но Белый... Белый - это любовь. Красивый, статный, породистый... Такой, каким мы себе обычно представляет белых офицеров, верно? Галантный, изящный, блистательный... Какая мимика, какая грация... И сколько в нём нежности по отношению к Елене, сколько страсти! Потрясающий.
И, наконец, Лариосик. Да, я никому не верила на слово, что Семчев прекрасен в этой роли. Просто потому, что он, как минимум, не соответствует канону... Но, как же я ошибалась! Семчев в этой роли восхитителен. Да, он не похож по описанию на Лариосика Булгакова. Но разве дело во внешности и возрасте? Дело в ощущении. А от Семчева оставалось то самое ощущение тихой печали, робкой грусти, трогательной нежности... Когда хочется обнять,гладить по голове, плакать... Да, эта безнадёжная любовь отчасти забавна и смешна, но она же и трагична, разве нет? Эта невыносимая ранимость, уязвимость, болезненная беспомощность... И да, зал хохотал. Но тем и ценны были моменты, когда этот смех застревал у тебя в горле, потому что такая тоска захлёстывала, такая боль... Необыкновенный образ вышел, не-о-бык-но-вен-ный.
Это действительно очень хороший спектакль. И я бы каждому советовала его посетить... Пока ещё есть театры и, главное, есть режиссёры, которые умеют ставить классику ТАК.
спасибо, Мемчик, если бы не ты, я бы ещё чёрт знает сколько собиралась на этот спектакль. мне так жаль, что ты не попала(( но я уверена, что обязательно ещё попадёшь, обязательно!
На самом деле, мне раньше казалось, что есть такие произведения, которые, если ставить их точно по тексту, испортить практически невозможно. То есть, как бы ни было всё плохо, положение спасёт материал. А потом я сходила на премьеру "Дяди Вани" в Вахтанговский. И поняла, что ошибалась. Потому что, оказывается, даже вокруг самого восхитительного текста можно навертеть столько ереси, что он потеряется и потускнеет. Монологи Астрова прекрасны сами по себе, и ни за что они не станут лучше от того, что доктор во время их произнесения будет бить чечетку, а Соня лезть на стенку. Это всё лишнее, напускное, надуманное. С Чеховым так нельзя. И с Булгаковым так тоже нельзя, поэтому я долго-долго-долго откладывала поход в МХТ на эту постановку. Собиралась с духом.
Зря боялась, конечно. Это же Женовач. У меня к нему совершенно особенное отношение и особая любовь. Он как раз умеет преподнести потрясающий текст так, что ничего лишнего вокруг него не остаётся. Вся шелуха слетает, остаётся только самое главное. Женовач мастерски извлекает из гениальных произведений самую суть, подносит её нам на блюдечке. Взгляните, вот оно о чём, вот оно какое, видите, как красиво, как правильно, как тонко? И можно смело нырять в это, протянутое тебе на ладони, море, потому что это именно то, что тебе нужно.
"Белая гвардия" у Женовача выходит, на самом-то деле, совсем не о белых, не о гражданской войне, не о любви, не о предательстве. Это о потере. О прощании. О жизни, "унесённой ветром". Не зря столько раз герои сравнивают то себя, то свою жизнь, то всю Россию с терпящим бедствие утлым судёнышком. И эта вздыбленная сцена, как палуба тонущего корабля, по которой неумолимо скатывается под откос, скрывается в тёмной воде всё, что было дорого этому кругу людей, всё, что было ими любимо. И эта свалка из сервантов, рояля, стульев - как вся их прошлая счастливая жизнь, скомканная, смятая, навсегда утерянная. Не вернуть, не остановить, только вспоминать, только помнить, что было. Ведь было же, правда? Было же? И над накренившейся сценой-палубой, среди фонарей и столбов, последним символом уходящей эпохи висит неизменный абажур, неуместный, нездешний, несвоевременный в этой новой жизни. Но Булгаков сказал: "Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен!" И вот он висит, последняя памятка о том, что было, о том, чего больше не будет. Даже кремовых штор, за которыми так приятно укрыться от "ужасов гражданской войны" и которые так часто поминает поэтичный Лариосик, и тех уже нет. Потому что эта война идёт не только за окнами, она уже ворвалась в дом Турбиных, без стука и без спроса прогрохотала сапогами в гостиной, уселась вместе с ними за стол, вмешалась в их размеренную жизнь.
И, наверное, первым понимает всю неотвратимость этой беды - Алексей. И да, Хабенский, пожалуй, идеален в этой роли. Вот же он, этот офицер белой гвардии, знающий, что их поражение - только вопрос времени. Знающий, что тот, за кем они идут, предаст и оставит их. Знающий всё. И только раз позволивший себе вылить всю эту едкую, злую желчь, выкричать, провыть свою боль. И снова замкнувшийся в себе, в своих эмоциях, в своём знании. Ходит по сцене, скрестив руки на груди, молчит, смотрит больными глазами, носит в себе катастрофу. "Ощущение катастрофы, не желающей отступить" - это про него, про Алёшу Турбина. Про Хабенского с его нервным ртом, срывающимся голосом, говорящими глазами. Про Алексея, по которому хочется плакать вместе с Еленой Васильевной, захлёбываясь беззвучным криком.
И, если уж я начала про Елену Турбину, не Тальберг, нет, вовсе не Тальберг... Так вот, раз уж я начала про неё, то мне хочется признаться Наталье Рогожкиной в любви. За её Елену, взрослую и мудрую, тонкую, изящную, хрупкую, но такую сильную, такую несгибаемую. Женщина, которая собирает вокруг себя сильных и храбрых мужчин, которые отогреваются у её огня, оттаивают, верят в лучшее. И снова смеются, и снова пьют вино, и снова верят во что-то.
Теперь, наверное, об этих мужчинах? Мышлаевский в исполнении Смолякова вызвал у меня прилив острой нежности. Это мой любимый персонаж в романе, я была особенно пристрастна, но... у него получилось, да. Он, конечно, гуляка и балагур, но есть в нём этот стальной офицерский стержень, то, что делает его несгибаемым и сильным, то, что заставляет ждать чего-то и не сдаваться. Он, как и Алёша, всё понимает о настоящем и будущем, но у него есть вера. Не в царя - он знает, что того убили, не в Бога даже, а именно в Россию. В то, что, что бы с ней ни сделали, она всегда останется собой и однажды непременно встанет на ноги, станет такой, какой ей и должно быть. И Смоляков со своим обаянием, своей медвежьей грубоватой силой идеально попадает в этот образ. Образ этакого разгульного и вечно пьяного, но сильного, честного и беспредельно преданного рыцаря на страже этого большого дома во главе с его "маленькой хозяйкой".
В Шервинского в исполнении Белого я влюбилась по уши. Да, врун. Да, хвастун. Да, льстец. Но, боги, какой же он харизматичный!!!! Да, там и персонаж сам по себе искромётен, но Белый... Белый - это любовь. Красивый, статный, породистый... Такой, каким мы себе обычно представляет белых офицеров, верно? Галантный, изящный, блистательный... Какая мимика, какая грация... И сколько в нём нежности по отношению к Елене, сколько страсти! Потрясающий.
И, наконец, Лариосик. Да, я никому не верила на слово, что Семчев прекрасен в этой роли. Просто потому, что он, как минимум, не соответствует канону... Но, как же я ошибалась! Семчев в этой роли восхитителен. Да, он не похож по описанию на Лариосика Булгакова. Но разве дело во внешности и возрасте? Дело в ощущении. А от Семчева оставалось то самое ощущение тихой печали, робкой грусти, трогательной нежности... Когда хочется обнять,гладить по голове, плакать... Да, эта безнадёжная любовь отчасти забавна и смешна, но она же и трагична, разве нет? Эта невыносимая ранимость, уязвимость, болезненная беспомощность... И да, зал хохотал. Но тем и ценны были моменты, когда этот смех застревал у тебя в горле, потому что такая тоска захлёстывала, такая боль... Необыкновенный образ вышел, не-о-бык-но-вен-ный.
Это действительно очень хороший спектакль. И я бы каждому советовала его посетить... Пока ещё есть театры и, главное, есть режиссёры, которые умеют ставить классику ТАК.
спасибо, Мемчик, если бы не ты, я бы ещё чёрт знает сколько собиралась на этот спектакль. мне так жаль, что ты не попала(( но я уверена, что обязательно ещё попадёшь, обязательно!
ыыыы, спасибо, я старалась... хотелось, чтобы прочитавшим срочно туда захотелось))
Мемчик, я очень надеюсь, что в следующий твой приезд получится попасть... оно того стОит.)
ты знаешь, я думаю, что ещё обязательно туда пойду! и да, если соберусь, позову тебя непременно))
ты там нормально добралась? жива?)) с наступающим тебя!!!!
относительно)))
и тебя, Аладушка!
выздоравливай давай!)))