под катом безразмерная простыня баттхёрта по поводу 4го сезона Игры Престолов, СПОЙЛЕРЫ!!11 и занудство в количестве
читать дальшеДля меня особая прелесть саги Мартина состоит в её логичности и последовательности. Не в логичности и последовательности действий героев, а именно в стройности сюжета, в его закономерности, в логических цепочках, в том, как действия одних персонажей откликаются в действиях других, как события вытекают одно из другого, как происходящее в одной части этого мира непрерывно взаимодействует с происходящим в другой его части. Каждая деталь рано или поздно играет свою роль, каждое слово отзывается эхом, каждое ружьё стреляет хотя бы однажды. И особенно я люблю Мартина за то, что выглядит всё это жизненно, правдоподобно, а потому зачастую печально и попросту неприглядно.
У каждого персонажа Мартина есть уязвимые места, слабости, уходящие корнями в их бэкграунд. И каждый персонаж рано или поздно совершает ошибки по причине этих самых слабостей. А потом оказывается наказан за эти ошибки рано или поздно. Пожалуй, разве что слабостей Вариса мы не знаем, тем он и интересен.)
То, что передать весь этот клубок хитросплетений отношений в экранизации довольно сложно, было понятно с самого начала. То, что многие детали и ответвления сюжета придётся опустить, тоже было ясно. Но причин для того, чтобы вместо сюжета легендарной саги, любимой не одним поколением читателей, писать свой собственный, само собой значительно ему уступающий (потому что сценаристы на Джордж Мартин) - я как не видела, так до сих пор и не вижу. Причин, по которым Джорджа Мартина устраивает, что ему буквально прямым текстом говорят, что его сюжет недостаточно хорош, поэтому его перекроят от и до, я не вижу тоже. Деньги? Сбывшаяся наконец-то мечта о своём шоу на ТВ? Так это уже и не его шоу, разве нет? У меня тут вообще сложилось впечатление, что он не особенно следит сейчас за происходящим, потому что в интервью после последней серии 4 сезона, когда его спрашивали про мотивацию Тириона, он всё гнал в ответ про Тишу, ему объясняли, что в сериале этого нет, а он всё равно ссылался исключительно на книжный канон. В общем, даже если Мартину всё равно, что он благополучно просрал свой шанс на приличную экранизацию, получив вместо неё супер-рейтинговое-шоу-по-мотивам, то я всё ещё оплакиваю тот факт, что при моей жизни никто уже не снимет по этим книгам такого кино, которого они заслуживают.
Может быть, если бы изменения касались исключительно сюжета, я бы это как-то переварила. Да, они мне тоже не нравятся, да, они тоже нелогичны, но самое ужасно для меня то, что практически каждое изменение сюжета в конечном итоге затрагивает судьбу персонажей, меняет их мотивацию, искажает намерения, смещает акценты. В результате мы имеем на экране такой лютый ООС, на который способен далеко не каждый автор фикбука. Когда я вижу, как люди советуют смотреть сериал как фанфик, я недоумеваю, потому что читать фанфик с таким отсутствием вхарактерности, я бы просто не стала. Character study - одна из самых сильных сторон Мартина, бОльшая часть значимых событий в саге происходит не по причине каких-то там непреодолимых обстоятельств, а потому что конкретные персонажи принимают конкретные решения, исходя из своего характера и взгляда на мир. Почему сериальные персонажи делают то, что они делают, я даже представить не могу. "Дерусь, потому что дерусь!" (с)
Всего, конечно, не перечислишь, да и первые сезоны я уже успела основательно стереть из своей памяти, но просто не могу не поорать о том, что бесит меня больше всего. И да, изменения характеров и действий персонажей типа Ренли, Лораса, Маргери, Аши которые (пока) не очень повлияли на конечный результат, я в расчёт не беру. Только глобальная лажа, только хардкор.
Робб и Талиса.
Тот факт, что вместо моего любимого семейства Вестерлингов и нежно лелеемой мною теории о беременности Жиенны, нам подсунули дерзкую Талису, я бы поморщилась, но проглотила. Хотя вот этот демотиватор безусловно говорит сам за себя. Но главное - эта подмена тотально меняет мотивацию рокового поступка Робба. Что делает Робб в сериале? Встречает хорошенькую девушку с острым язычком, общается, сближается, влюбляется, ставит свои романтические чувства выше чувства долга и своей чести, принимает решение жениться на ней, спит с ней. В чём его косяк? Он романтичный безответственный идиот. Что делает Робб в книге? Впервые оказывается серьёзно ранен, узнаёт о смерти двух своих братьев и разрушении Винтерфелла, на этой волне спонтанно спит с девушкой из старинного рода, которая за ним ухаживает, утром понимает, что обесчестил её и просто обязан жениться, ставит честь Робба Старка выше чести Короля Севера, женится. В чём его косяк? Юность-неопытность-уязвимость как причина секса и воспитание Неда Старка как причина свадьбы. Разница очевидна.
А ещё мы лишились совершенно прекрасной, на мой взгляд, комбинации Мартина, где Робб ловит мать на слове и предлагает ей простить ему его женитьбу так же, как он прощает ей освобождение Джейме. Печаль.
А, и про Красную свадьбу заодно. В книге Робб не берёт с собой Жиенну из соображений безопасности и чтобы не злить Фреев. При том, что Жиенна не беременна и вполне знатного рода. В сериале Робб берёт с собой беременную Талису, которая по меркам Вестероса ещё и безродная. Тадаааам. Даже комментировать не буду.
Серсея и Джейме.
И вместе, и каждый по отдельности. Во-первых, я убеждена, что книжный Джейме не стал бы убивать своего родственника, чтобы сбежать от Старков, но даже не знаю, чем это аргументировать. Это просто бред какой-то, разве нет? Они же Ланнистеры, ну. Но да ладно, даже это странное убийство меркнет рядом со сценой изнасилования в септе. Джейме в этой сцене озвучивает всю суть их с Серсеей отношений и главную беду всей его жизни: он любит Серсею, любит эту hateful woman и все свои ошибки он совершил из-за неё. И тут же этой самой сценой он эту идеальную реплику и обесценивает. Потому что Бриенну он, значит, изо всех сил спасал от изнасилования, предупреждал, переживал, а Серсею, которую любит всю свою жизнь себе во вред, просто взял и изнасиловал рядом с трупом их сына. Гениально. Не говоря уже о том, что Серсея, пережившая бесконечно унизительный брак с Робертом, не простила бы ему этой ситуации никогда и ни за что. Что касается самой Серсеи, то финал сезона просто берёт и перечёркивает образ, который до того был всё же очень близок к книжному. Книжная Серсея ни под каким видом не сказала бы отцу того, что сказала сериальная. Слабость книжной Серсеи - это жажда власти, власть - её главный приоритет. Она ещё в юности сделала выбор между Джейме и потенциальной властью не в его пользу. И уже тогда начала им манипулировать. А в сериале всё выглядело так, будто она и правда выбирает Джейме и готова отказаться от трона (потому что признание Томмена сыном Джейме именно это и предполагает). Причем тут опять та же ситуация с шикарной формулировкой, что и в сцене с изнасилованием. Когда я услышала в трейлере фразу "How can someone so consumed by the idea of his family have any conception of what his actual family is doing?", я пришла в восторг. Потому что это самая точная формулировка косяка, на котором поломался Тайвин Ланнистер. Но зачем было говорить ему это в лицо??!! Боль, тлен, безысходность. И никакой логики.
Санса.
Про Сансу я могла бы написать отдельный огромный пост, потому что никого в этой саге не люблю сильнее, чем её. Но сейчас не об этом. Имхо, то, к чему Сансу привели в конце сезона, это именно то, к чему Мартин планировал привести её уже в следующей книге. Книжная Санса шла к этому постепенно и очень осторожно, сериальная же преобразилась за одну ночь. Но главное, для сериальной Сансы это стало чуть ли не первым самостоятельным решением. В то время как Санса книжная начала распоряжаться своей судьбой значительно раньше. Купированное до одной встречи в богороще и спонтанного побега
из КГ общение с сиром Донтосом лишило Сансу какой-либо возможности постепенного развития как персонажа. В книге Санса, пусть и управляемая исподволь Бейлишем, всё же сама решает, реагировать ли ей на записку без подписи, доверять ли Донтосу и насколько, бежать с ним или нет. Санса учится не просто использовать свою "броню леди", но и врать куда более изощрённо. Да она даже берёт с собой нож на первую встречу с Донтосом! Нож!!! И даже заносит его над Донтосом!!! Сериальной Сансе такое и не снилось, увы.
Ну и понятно, что как шиппер я страдаю из-за покромсанной последней встречи с Псом, которая всё же на мой взгляд неслабо на Сансу повлияла.
Тирион.
Ииии почётное место моей главной боли в четвёртом сезоне достаётся Тириону и его ситуации с Шаей. И Тишей. И Джейме. Ооооох. Мне кажется, говорить, что история с Тишей сыграла в жизни Тириона очень-очень-ОЧЕНЬ большую роль, это как говорить, что трава зелёная, а небо голубое. И что за Шаю он так цеплялся, потому что пытался восполнить то невосполнимое, исправить непоправимое, предупреждал себя, знал в глубине души, чем это кончится, но цеплялся, цеплялся и любил. В общем, сценаристы в этой ситуации превзошли сами себя. Они не только вместо книжной Шаи написали совершенно нового персонажа под тем же именем, они ещё и этого оригинального персонажа скатили в ООС. Так ещё, наверное, никто не лажал. Знаю, что меня мало кто поддержит, но сериальная Шая мне нравилась. Она была дерзкая, умная, решительная, гордая... И она любила Тириона. Поэтому поверить, что буквально за пару сцен она может превратиться в тупую, зашоренную, ревнивую, истеричную суку, которая будет мстить Тириону таким мерзким способом, примкнув ради этой мести к ненавистным ей Тайвину и Серсее... я просто не могу. Шая из предыдущих сезонов скорее попыталась бы его убить своими руками. И в этом проблема сценаристов: они пытаются создавать что-то своё, потом это своё присобачивают к остаткам мартиновского текста и получают франкенштейна - бессмысленное стрёмное создание. Сериальная Шая не должна была прийти к тому финалу, к которому пришла книжная, потому что это два разных человека, руководствовавшихся принципиально разными мотивами.
Отсутствие разоблачения истории с Тишей и как следствие ссоры с Джейме, на мой взгляд, вообще одно из самых глобальных изменений в сериале, хотя последствий его мы скорее всего толком и не заметим. Но, во-первых, мотивация Тириона к тому, чтобы пойти напоследок "пообщаться" с отцом в сериале какая-то вымученная. Пришёл поругаться по поводу Шаи, которую сам же и убил? Обсудить тот факт, что отец всегда желал ему смерти, о чём Тирион и так знал? История с Тишей давала Тириону повод задать один конкретный вопрос и мучиться полученным ответом весь "Танец драконов". Однако сценаристы одним махом лишили Тириона и адекватной мотивации, и кэтч-фразы. Бинго. К тому же с психологической точки зрения Тирион в сериале и Тирион в книге покидают КГ в совершенно разном состоянии. Оба, конечно, убили любимую женщину и отца. Но книжный Тирион помимо этого узнал, что история, преследовавшая его всю жизнь, произошла совсем не так, как он думал. Что женщина, из-за которой он стал таким уязвимым и попал под умелую манипуляторшу Шаю, как под асфальтоукладочный каток, на самом деле всё-таки его любила. И самое ужасное, что единственный человек, в чьей любви он всегда мог быть уверен, предал его и долгие годы обманывал. Разочарование Тириона в Джейме, вообще, мне кажется, ключевая тема этого эпизода в книге. Тирион лишается действительно ВСЕГО. Он потому так и цепляется за фразу про шлюх, что кроме воспоминания о Тише, которая когда-то его полюбила, у него не остаётся больше никого и ничего. У сериального Тириона нет никакой Тиши. Зато есть Джейме. У которого тоже нет никакой пищи для размышлений на будущие сезоны, потому что никто не сообщил ему, что Серсея ему изменяла, а Тирион, якобы, убил его сына. Ума не приложу, о чём эти двое будут думать в следующем сезоне. И знать не хочу, если честно.
И обычно все спрашивают, а зачем смотришь, если всё так плохо. И вот четыре сезона я смотрела, потому что люблю бОльшую часть каста, ради редких каноничных любимых моментов и чтобы делать клипы. И не уверена, что смогу смотреть дальше, потому что БАТТХЁРТ ЗАШКАЛИЛ!!!11

@темы: ПЛиП, читаю, сериалю, силмоихбольшенет, - а почему бы мне и не думать? - а почему бы свинье не летать? (с), у моего топора весеннее обострение! (с)
смотрю последнюю серию, никак не могу заставить себя досмотреть, потому что как раз недавно дослушала до этого момента книгу. она даже по атмосфере другая...
третий сезон ШХ что-то вспомнился...
согласна по всем пунктам, но вот это:
Однако сценаристы одним махом лишили Тириона и адекватной мотивации, и кэтч-фразы. Бинго.
просто... ну просто конец. на все остальное я уже махнула рукой, честно говоря, но выкинутый разговор Тириона с Джейме и Тайвином о Тише - непростительно. почему?? почему перед поединком Оберина Тирион обсуждал с Джейме семь или сколько там гребаных минут никому неизвестного и неинтересного идиота в стиле "пока все спали, Тарантино прокрался в студио и вписал куда попало фирменный монолог", но они не нашли времени для действительного важного.
зачем убили Пипа и Грена. зачем убили Жойена. первые в книге живы, второй тоже вроде бы не однозначно умер.
короче.
Heine Rammsteiner, почему перед поединком Оберина Тирион обсуждал с Джейме семь или сколько там гребаных минут никому неизвестного и неинтересного идиота
это вообще отдельная тема
зачем убили Пипа и Грена
ДААААА
с Жойеном для меня как-то понятнее вышло, хоть и ужасно. видимо, я его уже и в каноне заочно похоронила
и боевых роботов в следующем сезоне
это как раз похоже на правду - Гора же))
но почему так долго?? зато бой Оберина и Горы в итоге раз-раз и готово. два прыжка, три удара, мы закончили.
именно! я смотрела на время, пока они болтали, и просто выла - они говорили и говорили, и не затыкались, а время утекало, и на поединок почти ничего в итоге не осталось...
романтическая линия Миссандеи и Серого Червя. ЭТО ПРОСТО ЭПИК.
видимо, я его уже и в каноне заочно похоронила
он, ясное дело, не жилец, но все равно стремно вышло.
и эти скелеты еще.
крайне невразумительный сезон
Я понимаю, что они не могут все в точности перенести в сериал, но был же первый сезон, и в этом первом сезоне все было окей.
Джейме особенно боль
ахахахаха. НЕТ.
он, ясное дело, не жилец, но все равно стремно вышло.
мне кажется, сценаристы просто хотят, чтобы книжники тоже удивлялись. но они даже не представляют, КАК удивляются книжники, когда им внезапно раз в сезон показывают какую-нибудь неисправленную каноничную сцену
foghorn, Половину последней серии орала на одной ноте "ШТОООА?"
момент, когда Бриенна увидела Арью, и всё дальнейшее меня почему-то особенно ошеломило. я сидела и повторяла вслух: нет, тебя здесь нет! тебя не было здесь! уйди! выйди из кадра, бриенна, что ты делаешь! фу, прекрати!
но был же первый сезон, и в этом первом сезоне все было окей.
вот!!! ностальгически вздыхаю по временам, когда могла придираться к тому, что у Лораса на турнире нет попоны из красных и белых роз
что ты блядь делаешь! это сценарий кусаки? ЧТО?
вот!!! ностальгически вздыхаю по временам, когда могла придираться к тому, что у Лораса на турнире нет попоны из красных и белых роз
сейчас я и лорасу на гигантской гусенице не удивлюсь, ну что за тлен
и не смотреть не могу, есть же неплохие куски и актеры уже как родные стали за столько серий
даааааа, так всё и было!
сейчас я и лорасу на гигантской гусенице не удивлюсь, ну что за тлен
воооот. я тоже этим весь сезон страдала. не смотреть - не могу. смотреть - БОЛЬ. не знаю, мне кажется, если удастся не начать смотреть 5 сезон вовремя, то догонять я уже потом не стану и слезу с этой порочной карусели. таков план хД
*СМЕЮСЬ ВАМ В ЛИЦО*
Спасибо моей лени за всё!
И спасибо за пост, ждала его два месяца
на здоровье, всегда рада вас порадовать